«Возрастные и психологические особенности мальчиков и девочек»

09.03.2023 10:09

«Психологические особенности детей 4–5 лет»

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка.

Физическое развитие:

В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными.

При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими.

Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, меньше перепадов в настроении.

Общение со сверстниками:

На 5 году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр.

В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен.

Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Начинают складываться предпочтения по половому признаку: девочки играют с девочками, мальчики с мальчиками. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.

В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры.

Общение со взрослыми. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов «Почему?», «Зачем?», «Для чего?»

Этот возраст часто называют ВОЗРАСТОМ ПОЧЕМУЧЕК.

Какие вопросы могут задавать дети:

- Почему светит солнце?

- Где заканчивается Земля?

-Почему дует ветер?

- Почему надо ходить в детский сад?

Серьезную ошибку допускает взрослый (родитель, воспитатель, если отмахивается от вопросов ребенка, игнорирует их, или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Ребенок может замкнуться.

Задача взрослого поддержать ребенка на данном этапе. Даже если вы затрудняетесь с ответом на вопрос, можно вместе с ребенком обратиться к энциклопедии. Не стоит стыдиться того, что вы чего – то не знаете. Наоборот, вы покажете ребенку, что человек не может все знать, но главное – это желание и стремление познавать окружающий мир.

Таким своим поведением, а именно готовностью на равных обсуждать проблемы, искать ответы на вопросы:

1. Вы направите познавательную активность ребенка в правильное русло

2. Укрепите доверие ребенка к вам, уважение

Большое количество вопросов связано с развивающимся мышлением и развитием речи.

в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными.

В средне группе дети охотно сотрудничают с воспитателем в играх, трудовых поручениях, но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми.

Развитие речи:

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей.

Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно 2 тысяч слов и больше.

Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.

Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого.

На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

Именно в этом возрасте ребенку необходимо много читать. Он легко запоминает прочитанное. Просим также пересказать прочитанное. В этом возрасте дети любят загадки.

Эмоциональная сфера:

Чувства малыша становятся более глубокими. Если раньше он испытывал от общения со сверстниками чувство радости, то теперь в общении с окружающими возникает симпатия или привязанность.

В средней группе у детей формируются такие нравственные эмоции как чуткость, доброта, чувство дружбы.

В 4 – 5 летнем возрасте ребенок на замечания взрослого реагирует остро: вспышками гнева, слезами. Это связано с формированием потребности в уважении со стороны взрослых. Взрослый должен делать замечания ребенку, но оценивая конкретную работу, поступок. Не стоит говорить ребенку «Ты плохой», оцениваем поступок «Твой поступок был неправильным, некрасивым».

Психические процессы :

Продолжает развиваться внимание. Теперь ребенок может заниматься интересной для него деятельностью 15 – 20 минут.

Развивается мышление – ребенок высказывает свое мнение, делает умозаключения.

Продолжает развиваться восприятие. Поэтому следует использовать задания на классификацию предметов по форме, величине, цвету.

Развивается память. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки.

Психология личности ребенка :

Происходит дальнейшее утверждение своего собственного «Я».

Ребенок хочет доказать, что у него есть свое собственное мнение, отличающееся от мнения взрослого.

Упрямство и капризы – это способы выражения своего мнения. Позитивно они утвердить свою личность пока не могут, а идут от противного «Вы так, а я наоборот!»

Скоро это период пройдет. Родителям Необходимо набраться терпения,не забывать самого главного – родители - главный пример для ребенка.

Т. е. малыш к 4 годам значительно повзрослел.

Главное, на этом этапе помочь ему правильно сформировать отношение к окружающему миру, развивать его способности и общаться с ребенком на равных.